Телестудия Роскосмоса
English

Уткин Алексей Фёдорович

15 января 1928 - 24 января 2014

В середине 50-х годов А.Ф.Уткин принял активное участие в разработке надпалубных корабельных пусковых установок (СМ-69, СМ-70, СМ-76, СМ-77), проявив незаурядную эрудицию, техническую интуицию и талант организатора. В 1959 году Алексей Федорович становится ответственным представителем Главного конструктора на заводах-изготовителях. С 1963 года - начальник крупного конструкторского отдела, в котором наряду с работами по морской и зенитной тематикам начаты конструкторские проработки и экспериментальные исследования по созданию стартовых систем для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). За период с 1970 по 1990 год под его руководством разработаны и сданы в эксплуатацию 4 стартовых комплекса с шахтными пусковыми установками для запуска баллистических ракет, железнодорожный стартовый комплекс 15П761, пусковая установка для крылатых ракет на подводных лодках и  мобильная пусковая установка зенитного ракетного комплекса С-300. А.Ф.Уткин - доктор технических наук, профессор. С 1968 года по совместительству преподает в Балтийском государственном техническом университете (БГТУ "Военмех") на кафедре стартовых и технических комплексов ракет и космических аппаратов. Лауреат Ленинской и Государственной премии. Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации. Награжден также орденом Трудового Красного Знамени. Академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского.

Документальные фильмы об Уткине А. Ф.

(видеоматериалы из свободного доступа Интернета)

Скальпель

Телекомпания "Народное кино" фильм из цикла "Тайны забытых побед", 2007 - 2008. Хр. - 26 мин.
В середине 80-х годов в СССР был построен поезд-ракетоносец, который, останется в истории единственным и неповторимым. Созданы эти боевые ракетные поезда в Днепропетровске, на знаменитом "Южмаше", генеральными конструкторами - братьями Владимиром и Алексеем Уткиными.
Эти поезда можно увидеть лишь случайно, они несут боевую вахту на Севере и Дальнем Востоке, среди тайги и в горах. За ними внимательно следят за океаном, посылая специальные спутники. Делать это трудно, невзирая на все совершенство современной техники. Эти поезда "прячутся" под обычные, и трудно определить, идет это ракетный комплекс или скорый "Пермь-Москва".

 

Состоявшийся пуск

11 апреля 2024

РН «Ангара А5» с РБ «Орион» и полезной нагрузкой.

Восточный 1А

12:00 мск

Видео