Космонавтика
Автор - Н. Бурцева. Оператор - К. Колодяжный. Режиссёр монтажа - М. Куцкий
В НПП "Звезда" создают новое полетное унифицированное кресло для перспективного космического корабля. Назвали его - «Чегет». Это традиция. Всем новым скафандрам здесь дают названия птиц: «Беркут», «Сокол», «Орлан». Амортизационным креслам – горных вершин. Облаченный в полетный скафандр «Сокол», космонавт разместится в кресле «Чегет». В будущем году специалисты «Звезды» планируют начать испытания уже летного образца – того, который установят на реальный космический корабль.
Маршрут: орбита – Земля. Возвращение, как и старт, два самых важных момента космической экспедиции. Перегрузки до шести единиц, спуск под куполом парашюта. Включаются двигатели мягкой посадки, но земля встречает жестко. Силу удара гасит лишь ложемент и амортизационное кресло "Казбек".
"На сегодняшний день космонавты у нас все летают в креслах "Казбек", которые установлены на кораблях. В такой позе он летает, достаточно не удобная поза, но в принципе комфортна, чтобы перенести весь цикл полета", — объясняет начальник конструкторского отдела космической техники НПП "Звезда" Артур Ли.
Для каждого космонавта перед полетом отливается индивидуальный ложемент, который повторяет все анатомические особенности позвоночника. По сути — слепок спины космонавта.
Научно-производственное предприятие "Звезда" в Подмосковье. Отливка ложемента для Андрея Борисенко. На орбиту он отправится в будущем году, однако уже сейчас для него готовят спасательное кресло. Десятки литров гипса, космонавта буквально купают в этой еще не застывшей, вязкой субстанции. Потом специалисты прощупывают каждый отпечаток пальцами.
- На ощупь понятнее, если есть какой-то бугор, выступание. Чисто физиологически сам кандидат все скажет.
Для Андрея Борисенко этот ложемент – уже второй. На его изготовление уходит несколько недель. Перед каждым новым полетом процедура повторяется: ведь за время подготовки параметры космонавта могут измениться.
"Даже если нам придется спускаться в режиме баллистического спуска, и перегрузки будут 8-9 единиц, данное изделие не доставит никаких неприятных ощущений", — уверен космонавт-испытатель, Герой России Андрей Борисенко.
Космические технологии – не застывший гипс, Вот и в НПП "Звезда" решили идти по универсальному пути. Для перспективного космического корабля создают новое кресло –"Чегет". По традиции всем скафандрам дают названия птиц: "Беркут", "Сокол", "Орлан". Амортизационным креслам – имена горных вершин.
Новое кресло легко регулируется по росту и объему. Даже если в долгом полете космонавт немного подрастет, решение будет простым – увеличить зазор кресла.
"Индивидуального здесь практически ничего не остается. Единственное, под головой у оператора на липучках устанавливается такая конструкция, которая повторяет голову и шейные позвонки. Эта конструкция позволяет нам защитить голову и шею. Еще мы предполагаем сделать несколько типоразмеров", — говорит Артур Ли.
"В "Чегете" удобное положение ног. Как в автомобильном кресле сидишь, удобно. Подшейный амортизатор удобен. Можно спокойно лететь в космос", — считает инженер-испытатель НПП "Звезда" Алексей Казённов.
Пока это только эргономический макет кресла. Но его уже в полной космической амуниции тестируют испытатели Роскосмоса. В будущем году специалисты "Звезды" планируют начать проверки уже летного образца, который установят на настоящий лунный корабль.