Документальные фильмы
Премьера состоялась 14 апреля 2010 года на телеканале Россия-1
Весь мир знает этого человека только как Главного конструктора легендарного «Бурана». Однако незадолго перед смертью в одном телеинтервью он неожиданно откровенно заявил, что именно реализация «Бурана» позволила ему «не совсем даже законными методами провести важные испытания другой космической системы». Глеб Лозино-Лозинский говорил о главном проекте своей жизни – «Спирали», - которая почти не известна обывателю, хотя работу над ним он не прекращал никогда, не смотря ни на какие запреты. Лозинский доказывал - в космос надо взлетать только на крыльях и на них же возвращаться на Землю. Это и будет настоящая многоразовая и, к тому же, доступная космонавтика. Ведь для космического старта уже вообще не требуется специальный космодром – хватит обычного аэродрома.
История боевой советской «многоразовой» космонавтики - «белое пятно», где главным действующим лицом был конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Свою «Спираль» - проект многоразового космического челнока, взлетающего с борта специального гиперзвукового самолёта – Лозино-Лозинский начинает создавать ещё в 1965г. До сих пор все попытки за рубежом создать аналогичную систему терпели фиаско. И у нас принято считать, что от «Спирали», официально и вроде бы бесповоротно закрытой во второй половине 1970-ых гг., осталась лишь маленькая пластмассовая модель, изредка демонстрируемая на телеэкранах. На самом деле Лозино-Лозинский, взяв на себя всю полноту ответственности, втайне от официальных властей, фактически полностью реализовал этот проект (в усовершенствованном виде известный ныне специалистам как МАКС – Многоразовая авиационно-космическая система, - хотя об истинных его возможностях и степени готовности не говорят). Своим единоличным решением, не ставя в известность руководство страны, он всё же сумел испытать в реальном космическом полёте многоразовый боевой орбитальный корабль, настоящий космический истребитель-бомбардировщик. Об этих испытаниях стало известно в США – попытка перехватить приводнявшийся в Тихом океане советский боевой корабль американским военным флотом предпринималась. И это только один и, может быть, не самый значимый эпизод в неизвестной истории советского космоса и биографии Генерального конструктора.
Биографии на грани триумфа, в конечном итоге всегда остававшейся драмой. Ведь даже сегодня не говорится, что концепция проекта «Энергия-Буран», на которой настаивало руководство страны, вызывала у Лозино-Лозинского серьёзные возражения. И всё же за постройку самого «Бурана» Глеб Евгеньевич взялся, во многом благодаря тому, что, официально возглавив один проект, он неофициально смог продолжить другой. И так он поступал всегда – работая над любой официальной программой, он умудрялся в её рамках проводить нужные ему испытания и исследования, чтобы довести собственный проект до совершенства.
Парадокс в том, что вроде бы противопоставляя себя всей государственной машине, Лозино-Лозинский всегда оставался ярым государственником, жёстко пресекая любое инакомыслие со стороны своих сотрудников, когда это государство в очередной раз хоронило его проект. Это был человек своего времени – он никогда не спорил с системой, он пытался использовать её. Обладая по настоящему деспотичным характером, безжалостно карая и увольняя, он прекрасно знал себе цену - единственного в СССР конструктора полностью многоразовых кораблей, создающего реальные проекты. И возможно потому он всё же добился своего – Многоразовая авиационно-космическая система Г.Е. Лозино-Лозинского сегодня технически полностью реализуема для грядущих Звёздных войн. То, что они неизбежны – он не сомневался никогда.
На VI Международном кинофестивале научно-популярных фильмов «Мир Знаний», который проходил с 24 по 28 октября 2011 года в Санкт-Петербурге фильм «Генерал звездных войн» стал лауреатом конкурса в номинации "За раскрытие неизвестных страниц в истории космонавтики" и также был отмечен специальным призом Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.
НАД ФИЛЬМОМ РАБОТАЛИ
автор сценария и режиссёр | АЛЕКСАНДР МЕРЖАНОВ |
операторы |
БОРИС ГОТГЕЛЬФ ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ СЕРГЕЙ СЕЛИВАНОВ ВЯЧЕСЛАВ КРАСАКОВ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВ |
режиссер монтажа | ЛАРИСА СМИРНОВА |
звукорежиссёр | АНДРЕЙ ЖУЧКОВ |
ассистент режиссера | ЮЛИЯ ХАЛЮКИНА |
видеоинженеры |
ЮРИЙ РУБЦОВ АЛЕКСЕЙ САНИН |
Редакторы |
ИГОРЬ ДЕНИСОВ АЛЛА ГУСЕВА |
музыкальный редактор | СТАНИСЛАВ ВАСИЛЕНКО |
компьютерная графика |
ЭДУАРД ДРАПКИН АЛЕКСАНДР БИЛЕВ |
ассистенты оператора |
ПАВЕЛ ЖДАНКИН АНДРЕЙ ШАРОВ АРТЕМ ЛЕБЕДЬ |
координатор | МАРИНА ДАВИДЕНКО |
администратор | ИРИНА ДОРОГИНА |
архив |
ГАЛИНА ШИБАНОВА ДАРЬЯ ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВА |
водитель | ОЛЕГ ЯШКОВ |
консультант | ВАДИМ ЛУКАШЕВИЧ |
текст читал | СЕРГЕЙ ЧОНИШВИЛИ |
Продюсер | АЛЕКСАНДР ОСТРОВСКИЙ |
Шеф-редактор от телеканала "Россия" | ЛЮДМИЛА РОМАНЕНКО |
Продюсер от телеканала "Россия" | СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВ |
Дополнительная информация о фильме
тел./факс: 631-84-24