Телестудия Роскосмоса
English

Космонавтика

24 декабря 2011Испытание огнём

Автор - А. Сухарев

Оператор - В. Гаврилов

 

Финал Года Гагарина богат на старты и не только с Байконура. В середине декабря  с космодрома Куру во Французской Гвиане стартовала вторая ракета «Союз». Она вывела на орбиту сразу шесть спутников. Сделать рывок за пределы земной гравитации ракете позволили двигатели, созданные в  Воронеже.   Прежде чем установить двигатели на ракету их подвергают серьёзному испытанию.


- До пуска осталось: пять, четыре, три, два, один. Запуск.

 

Это похоже на взрыв. На самом деле, на полную мощность заработали камеры сгорания. Полет двигателя третьей ступени ракеты-носителя "Союз" - без полета, на испытательном стенде. Только так можно увидеть его работу. Минута испытаний, чтобы потом всего пять минут "прожить" в реальном полете. И, в прямом смысле, "сгореть на работе" в плотных слоях атмосферы.

 

"Двигатель состоит из шести тысяч пятьсот двадцать одного наименования деталей. Для этого потребовалось разработка более 10 тысяч уникальных технологий", - рассказывает сложной конструкции ракетного двигателя заместитель главного инженера Воронежского механического завода Виктор Биркин.

 

После испытаний двигатель отправится на берега Волги на ЦСКБ "Прогресс" и займет свое место на ракете. Но прежде испытательный стенд, и двигатель остывает от температурных перегрузок.

 

"Дно огневого лотка выложено из специальных чугунных плит. Сам лоток покрыт металлом. Это сделано для того, чтобы от действия реактивной струи двигателя не было уноса материалов", - поясняет главный инженер Испытательного комплекса Владимир Гурин.

 

Этот ЖРД - жидкостной ракетный двигатель третьей ступени - пролетел сквозь всю историю космонавтики. Его научили "летать" еще в конце 1950 годов. А потом в 1961 году именно он выполнил историческую миссию - вывел на орбиту первого космонавта планеты.

 

"Этот двигатель создавался с "белка": документации и изготовления предварительных узлов не было", - говорит о нем заместитель главного инженера Воронежского механического завода Виктор Биркин.

 

С тех пор к двигателю прибавились еще три камеры сгорания. Он в несколько раз увеличил свою мощность.

 

Технологию производства, словно лучшую деталь, здесь шлифовали годами. Еще немаловажный аспект - каждый специалист взаимозаменяем и может выполнять сразу несколько операций. Однако есть и психологический момент. В процессе сборки никогда не обсуждают назначение двигателя. Неважно, будет ли он выводить космонавтов на орбиту или космические грузовики "Прогресс".

 

Такое трепетное внимание к ракетному двигателю позволяет выполнять самую ответственную работу: выводить на орбиту пилотируемые корабли и помогать космическим грузовикам "Прогресс" добраться до МКС.

3.12.2018

Состоявшийся

пуск

РН «Союз-ФГ»

ТПК 

«Союз МС-11»

Байконур, пл.1

14:31 (мск)

видео