Телестудия Роскосмоса
English

Космонавтика

10 декабря 2011Парабола невесомости


Автор - Н. Бурцева

Оператор - В. Красаков

 

Невесомость на земле можно испытать в двух случаях. В  гидролаборатории  ЦПК в условиях нулевой плавучести и в воздухе, на так называемых параболических полётах в специальном самолёте. Отсутствие гравитации длится не более тридцати секунд. Методика достаточно проста. Сначала самолет летит горизонтально на высоте шесть тысяч метров. Затем  с ускорением  набирает высоту и уходит в пике.  Такое испытание невесомостью выдерживает не каждый.


Ил-76 МДК - этот борт видел всякое: крушение мечты и триумф, поражения и победы, словом, людей здесь выворачивало наизнанку. Самолет космических возможностей.

 

Высота 6 тысяч метров. Самолет резко задирает нос, потом входит в пикирование. Как не называй: горка, параболический полет, кривая Кеплера. Суть одна - 30 секунд без гравитации - невесомость без космоса, испытание на устойчивость.

 

"Вот летит горизонт с перегрузкой в 2 единицы, набирает высоту, потом при достижении угла в 45 градусов он падает за счет начальной скорости, приобретенной при разгоне, потом при введении угла пикирования в 45 градусов он снова с перегрузкой в 2 единицы выводится в горизонтальный полет", - рассказывает Герой России, инструктор ЦПК имени Гагарина Виктор Рень.

 

Каждый, кто отправляется в космос, еще на Земле должен испытать отсутствие гравитации, до полета выяснить отношения с невесомостью.

 

Внутри Ил-76 МДК - модернизированный космический, как спортивный зал: мягкие маты на полу, по бортам поручни и специальные лампы, они включаются только в режиме невесомости. Испытатель Анатолий Забрусков готовит космонавтов к подобным тренировкам почти 15 лет. В полетах видел всякое. Говорит, самое главное, не рухнуть с высоты на пол, хоть и мягкий.

 

"Были случаи, когда с учетом болезни движения, люди путали пол и потолок, - вспоминает испытатель ЦПК имени Гагарина Анатолий Забрусков. - Определить достаточно легко - свет, и пол устлан матами, - для себя можно определить так, если возникнут проблемы с вестибулярным аппаратом.

 

Испытания на невесомость проходят космонавты, как здесь говорят, крайнего набора. У каждого кандидата свой инструктор. В чужеродной среде за новичком - глаз да глаз. Указания перед полетом - задача для реального космоса: Сергею Прокопьеву предстоит передавать груз и вообразить, что он разгружает корабль в космосе.

 

- Когда передаем груз, не просто его отталкиваем от себя: принимаешь его и как бы сопровождаешь, чтобы он летел ровно.

 

Для испытателей-инструкторов ЦПК эта короткая невесомость стала родной. Про Виктора Реня говорят, никакая перегрузка не способна его сломить. Испытатель, Герой России в космос не летал, но подсчитал - в невесомости провел больше трех суток. Это почти тысяча полетов самолета.

 

Параболический полет - испытания не из легких. Во-первых, перегрузка. Тело буквально вдавливает в пол. Ходить в таком состоянии тяжело, сидеть тоже нелегко, перегрузку переносить лучше всего лежа.

 

Невесомость не наступает неожиданно. Сначала возникает перегрузка в 2 единицы. Все тело тяжелеет в два раз, трудно поднять ногу, руку, даже веки наливаются свинцом. А потом - невесомость. Это самый настоящий стресс для организма. Тело практически не слушается, вестибулярный аппарат буквально сходит с ума.

 

Вся жидкость в организме поднимается вверх. Переход от перегрузки к невесомости и обратно от невесомости к перегрузке - самые неприятные моменты.

 

"Это самые тяжелые элементы, которые возмущают наш вестибулярный аппарат, - рассказывает Виктор Рень. - Колокольчик звенит по двум половинкам и начинает раздражать эту схему. Потому что в режиме перегрузки кровь отливает от головы, а в режиме невесомости она приливает к голове - идет по малому кругу, и вестибулярный аппарат напрягается очень сильно".

 

Где-то к 6-му или 7-му режиму начинает мутить. Кажется, вот-вот и тебе станет плохо. Тут-то и выясняется, сможет ли вестибулярный аппарат перенести эти многократные переходы от перегрузки к невесомости и обратно. После того, как тебя прибивает к полу - возноситься к потолку и снова падать.

 

"Самое сложное было в самом начале - управлять своими движениями, двигаться туда, куда ты хочешь, - поясняет кандидат в отряд космонавтов Сергей Кудь-Сверчков. - Потому что при начале режима первая реакция подняться на ноги, в невесомости это ощутимый толчок и ты уже на потолке".

 

Кандидат в космонавты Сергей Кудь-Сверчков должен надеть полетный скафандр "Сокол" всего за 23 секунды. При нештатной ситуации на станции, от быстроты реакции и координации зависит жизнь.

 

"Первые два режима чувствуешь себя цыпленком поднятым и ничего сделать не можешь", - говорит кандидат в отряд космонавтов Сергей Прокопьев.

 

Андрей Бабкин и Святослав Морозов учатся в невесомости пить. Жидкость и еда в этих условиях имеет совсем другие свойства. Хотя для космонавтов главное - их физическое самочувствие.

 

"Основной эффект невесомости то, что кровь отливает от нижних конечностей и приливает к голове. Тем самым усиливает снабжением кислородом головного мозга, повышается сообразительность, улучшается память", - рассказал кандидат в отряд космонавтов Святослав Морозов.

 

За один параболический полет всего 3 суммарные минуты невесомости. Короткий, однако, серьезный экзамен для вестибулярного аппарата. Хорошее самочувствие при этом - как пропуск в дальнейшую космическую жизнь.

 

Состоявшийся пуск

11 апреля 2024

РН «Ангара А5» с РБ «Орион» и полезной нагрузкой.

Восточный 1А

12:00 мск

Видео